offshoreКИКдаун для офшоров — Минфин России набирает максимальные обороты в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Федеральное министерство уже подготовило соответствующий проект федерального закона о контролируемых иностранных компаниях, который по мнению экспертов нуждается в существенной доработке.

24 апреля в Торгово-промышленной палате РФ состоялось очередное заседание Рабочей группы по управлению налоговыми рисками, созданной при Экспертном совете ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства.

В мероприятии приняли участие Начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач, Советники Юридического управления Росфинмониторинга Вадим Таркин и Елена Ускова, а также более 90 представителей бизнеса, включая крупнейшие российские и международные компании и СМИ.

Открыл заседание Заместитель председателя Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства Дмитрий Фадеев. Он указал, что Палатой совместно с бизнесом были сформулированы замечания и предложения по проекту «Основных направлений налоговой политики до 2017 года», которые будут направлены в Минфин России, Госдуму и другие госорганы и возможно будут учтены в итоговом тексте документа.

Руководитель Рабочей группы, Председатель Совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин поприветствовал участников мероприятия и представил основные тенденции, направленные на деофшоризацию российской экономики, практику и принципы сотрудничества России в данном направлении с международными организациями, такими как FATF, FATCA и ОЭСР. Он также указал основные «развилки» по разработанному Минфином России проекту федерального закона о контролируемых иностранных компаниях и предложил участникам мероприятия высказать свои замечания и предложения по нему.

Директор Департамента налоговой политики «РУСАЛ» Владимир Рунов обратил внимание, что основным и самым принципиальным вопросом по представленному законопроекту является установление перечней иностранных государств, признаваемых офшорами. Он предложил законодательно установить критерии отнесения государств в данный перечень и использовать при этом рекомендации, разработанные ОЭСР.

Еще одним важным вопросом, по его словам, является необходимость предоставления отчетности иностранной компании для целей исчисления прибыли по российскому налоговому законодательству. Владимир Рунов заметил, что зачастую акционеры иностранных компаний, в частности, в ЕС и США, не имеют возможности получать финансовую отчетность, либо ее получение требует значительных административных и финансовых издержек. Также он сделал акцент на том, что законопроектом установлены «драконовские» санкции за непредставление информации о контролируемой иностранной компании. По его словам, штраф в размере 20% от общего объема прибыли организации не соответствует тому негативному эффекту для экономики страны, который может возникнуть в результате неисполнения указанных действий.

Замначальника управления международного налогообложения Налогового департамента ОАО «НК «Роснефть» Константин Калушев отметил, что после принятия проекта и применения его норм на практике потребуется «точная настройка», которая позволит сгладить острые углы в правоприменении. Он также предположил, что уход российских компаний в другие налоговые юрисдикции связан не только с уклонением от уплаты налогов, но и с невозможностью инвестировать в иностранные компании, используя российскую юрисдикцию. В этой связи, он предложил развивать российские институты для развития инвестиционной деятельности как внутри
страны, так и за рубежом, используя для этого национальное законодательство.

Советник Генерального директора ОАО «СУЭК» Максим Довгялло также заострил внимание на необходимости предоставления первичной документации иностранной компанией, при этом отметил, что проектом не предусмотрены особенности представления отчетности в зарубежной юрисдикции. Он предложил два варианта решения проблемы — либо иностранная компания должна вести учет в соответствии с главой 25 НК РФ, что фактически невозможно; либо необходимо предусмотреть в законе нормы, позволяющие конвертировать иностранную отчетность для целей исчисления прибыли по российскому законодательству. Одновременно было предложено при формировании списков офшорных юрисдикций использовать перечень государств, применяемый в рамках трансфертного ценообразования, либо установить в качестве критерия для включения в список офшоров определенную процентную ставку по налогу на прибыль.

Максим Довгялло также упомянул, что 10% порог участия иностранной компании в российской организации еще не означает ее контроль, и предложил установить минимальный порог в 50%. Указанное предложение было поддержано большинством участников мероприятия.

Дмитрий Вольвач сообщил, что ФНС России в настоящее время готовит заключение на представленный проект федерального закона, и высказанные участниками мероприятия замечания будут, по возможности, в нем учтены. Он также отметил, что подобные нормы в нынешней непростой экономической ситуации очень нужны для России и данный законопроект, безусловно, имеет политический окрас, но нуждается в определенной доработке. В частности, по его словам, необходимо предусмотреть нормы по ретрансформации налогового учета иностранных государств для целей исчисления прибыли по главе 25 НК РФ, о чем уже говорили участники мероприятия.

Вадим Таркин акцентировал внимание на том, что в настоящее время ведется формирование национального плана по противодействию неуплате налогов, в разработке которого приняли участие все ведомства, включая правоохранительные органы, а также Минфин и ФНС России. Представленный законопроект, по его словам, сложно рассматривать в рамках указанного плана, так как последний еще не утвержден, но при этом, ряд формулировок проекта закона сформулированы аналогично этому плану.

По итогам обсуждения было принято решение обобщить представленные замечания и направить консолидированную позицию от бизнеса и ТПП РФ в соответствующие госорганы.