Gaydarforum_104_1501На Гайдаровском экономическом форуме ТПП РФ представила свои налоговые предложения. Подготовка «Основных направлений налоговой политики до 2017 года» идет кулуарно, без широкого и публичного обсуждения — видимо  Минфин хочет преподнести сюрприз предпринимателям.

В этом году к разработке «основных направлений налоговой политики до 2017 года» подключилось  Открытое правительство. На его сайте опубликовано свыше двухсот предложений. Результаты анкетирования1Не меньший урожай  идей собрали во время Всероссийского налогового форума от предпринимателей в конце 2013 года и в Торгово-промышленной палате.  Участники обсуждения надеялись получить от Минфина РФ какие-либо сигналы. Однако Директор департамента налоговой политики Илья Трунин был далек от конкретики, пообещав все предложения»  внимательно изучить» . Налоговых новаций он также заранее  открывать не стал. Но подчеркнул ключевое — основные направления налоговой  политики будут содержать элементы, влияющие   на формирование бюджетов всех уровней.

Зампред налогового совета ТПП РФ Дм. Фадеев отметил, что предпринимателям хотят преподнести сюрприз.  У бизнеса сегодня стандартное пожелание — предсказуемая налоговая  политика, о которой много говорили другие спикеры. Только за 2013 год 24 больших поправки внесено в Налоговый кодекс. И, конечно, в условиях чехарды в налоговом поле планировать на 2-3 года вперед свою деятельность  бизнесу очень сложно.

Волнует,  что пока подготовка документа на данном этапе идет кулуарно, без широкого и публичного обсуждения с большой » четверкой». Очень тревожит, что, к примеру, напишут в законопроектах  по деофшоризации. А ведь в Налоговый кодекс вносятся многие новые понятия- иностранные  контролируемые компании, «бенефициарный  получатель дохода», «налоговое резидентство корпораций». Налоговая материя очень тонкая штука. Бывает, что смысл некоторых трактовок  расширяется, отсюда  и неприятные сюрпризы. И чем раньше бизнес включается в процесс обсуждения, тем лучше.

Причины использования офшоровУтечка  капитала — это не есть хорошо. Однако по опросам предпринимателей , которые мы провели в конце  2013 года, в России главной причиной использования офшоров являются  защита собственности и конфиденциальность владения бизнесом  , а не оптимизация налогообложения. Офшоры на наш взгляд — это мосты с двусторонним движением, то есть говорить,  что это стопроцентное зло- и отказываться от них, наверное, неправильно для нашей экономики. А значит надо соблюсти баланс. То есть стимулировать инвестиции, не отпугнуть потенциальных инвесторов, руководствоваться, как в медицине, принципом «не навреди». Дмитрий Фадеев отметил, что особые экономические зоны пока явно не являются равноценной заменой. Было бы полезно ввести понятие «траста», принять закон о холдингах, проектном финансировании.

Говоря о гармонизации налогового законодательства Таможенного союза представитель ТПП РФ отметил, что в 2012-2013 гг. год уже около 5,5 тысяч российских юридических лиц перерегистрировались в Казахстане, где 11 процентов ставка страховых взносов, но, правда, и самое жесткое из стран СНГ налоговое администрирование. Налоговые спорыТо есть 99, 9 процентов налоговых споров и проверок заканчиваемся в пользу налоговых органов. России, при этом, конечно, важно не отпугнуть бизнес и инвесторов и помимо запретительных мер на забывать о стимулировании  предпринимательской активности.  Нужно не боятся заимствовать прогрессивный опыт наших соседей – в НК  Казахстана есть раздел «управление налоговыми рисками», в котором прописаны 12 критериев для назначения выездных налоговых проверок. У нас же данный вопрос регулируется приказом ФНС России, а не законом, что не правильно.

Предложения в ОННП до 2017годаПалата выступает за возврат инвестиционной льготы на прибыль организаций, которая существовала и позволяла развить производство. Нас в этом поддерживает министерство экономического развития. Но не Минфин, который  относится к этому как к непозволительной роскоши, что и понятно,  в условиях дефицита бюджета. Можно к примеру, было бы предложить поставить на чашу весов ныне существующую 30 -ти процентную  амортизационную  премию, различные коэффициенты и инвестиционную льготу.  Понять экономический эффект от них и принять  верное решение. Задача для всех стоит одна — найти до 2017 года  в этих непростых условиях верную налоговую модель, без ущерба для социалки, пенсий.

К трем «китам» основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы замруководителя министерства экономического развития Сергей Беляков отнес стабильность, предсказуемость и адекватность. На последнем понятии он особо заострил свое внимание во время налоговой дискуссии на Гайдаровском форуме . Минфин уже в феврале 2014 года представит для обсуждения этот ежегодный документ, который, по мнению Белякова , должен определять не только тактику , но и стратегию налоговой политики с тем, чтобы бизнес без опаски раззориться мог выстраивать собственные долгосрочные планы. Адекватность такой политики, по словам Белякова, состоит в том, что государство должно исходить не только из того, сколько налогов собирать на реализацию тех или иных мегапроектов, но и из того, способен  ли бизнес  на эти налоги в итоге зарабатывать.Речь в данном случае идет об успешном финансовом результате .  И государство должно стимулировать бизнес, чтобы  этот результат появлялся. » Иначе множатся планы налоговых проверок, составляются перечни добросовестных налогоплательщиков, усиливаются тенденции к развитию так называемой номинальной и реальной налоговой нагрузки»,- сказал Беляков. Он считает, что предсказуемость налоговой политики можно было бы усилить, если законодательно  закрепить принижаемые правительством основные направления налоговой политики.

Основные направления налоговой политики при таком подходе, становятся » дежурным документом», который принимается » один раз в год для галочки», заметил в ответ глава думского комитета по бюджетам и налогам Андрей Макаров, добавив, что от » направлений» бизнес и общество ждет анализа состояния налоговой системы. Например, не является ли ошибкой замена  единого социального налога страховыми  взносами, не исчерпала  ли себя система собираемости налогов только за счет жесткого налогового администрирования, не уступаем ли мы в конкурентной войне за налогоплательщиков и за налоговую базу  странам с более лояльной налоговой нагрузкой? В России, по словам  Андрея Макарова, она сейчас » чудовищная и запредельная». » Без кардинальных перемен налоговая систем не выдержит. А без налоговой системы не выдержит и бюджетная система»,- накалил он дискуссию. И предложил вслед за Беляковым законодательно  закрепить понятие стабильности и предсказуемости налоговой нагрузки на 3-5 лет. С запретом ее перераспределения.