IX Всероссийский налоговый форум «Налоговая система: взгляд бизнеса и власти»

ТПП РФ провела IX Всероссийский налоговый форум «Налоговая система: взгляд бизнеса и власти». Соорганизатором мероприятия выступил Совет Федерации ФС РФ. Мероприятие проходило при участии Российского союза налогоплательщиков.

Для дискуссии на Форуме были предложены, в частности, следующие вопросы: итоги ОЭСР по налоговому администрированию; основные направления налоговой политики до 2016 года; возможные налоговые решения по стимулированию инноваций и инвестиций; досудебный порядок урегулирования налоговых споров: как будет действовать новый закон; электронный документооборот и взаимодействие с налоговыми органами; акцизная политика; специальные налоговые режимы.

Первая часть Форума состоялась 22 ноября. В этот день прошли вызвавшие большой интерес специалистов два «круглых стола»: «Акцизная политика: наращивание доходов государственного бюджета и риски роста нелегальной торговли» и «Трансфертное ценообразование в России: первые выводы и перспективы развития».

Четыре «круглых стола» были проведены 25 ноября: «Практика рассмотрения налоговых споров в 2013 году», «Возможности электронного документооборота для бизнеса», «Налоговое законодательство: ключевые изменения 2013 г. и их влияние на бизнес в 2014-2016 гг.», «Возбуждение дел по налоговым преступлениям: есть ли альтернатива прежним порядкам?».

На Форуме был представлен ежегодный доклад ТПП России «Налоги и бизнес в 2013 году. Итоги и перспективы», включающий подробный практический анализ принятых в текущем году поправок в Налоговый кодекс РФ, предложения бизнеса по дальнейшему совершенствованию налоговой политики.

Пленарное заседание Форума вел вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров. Перед участниками выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Налоговый форум, сказал он, востребован в бизнес-среде, о чем говорит хотя бы тот факт, что в шести тематических секциях («круглых столах») участвовало в этом году более 700 человек.

Сергей Катырин высоко оценил уровень сотрудничества ТПП РФ и ФНС России. Оно развивается не только на федеральном уровне, но и на региональном. Недавно ТПП Нижегородской области и Управление ФНС России по этому региону подписали Соглашение о сотрудничестве, которым предусмотрены консультирование бизнеса по актуальным налоговым вопросам, экспертиза нормативных правовых актов и т.д. Такую практику имеет смысл развивать и в других регионах России.

В текущем году в Налоговый кодекс РФ было внесено более 20 изменений. Среди них один из наиболее важных для бизнеса – новый закон о досудебном урегулировании налоговых споров – он вступил в силу в августе этого года и призван создать более комфортные условия для налогоплательщиков, сократить число судебных тяжб.

В качестве основных итогов 2013 года и предложений по совместной работе на будущее Сергей Катырин отметил следующее.

Основный «налоговый тренд» 2013 года – это принятые и планируемые законодательные меры по противодействию финансовым злоупотреблениям.

Приняты Основные направления налоговой политики до 2016 года, которые впервые до внесения в Правительство РФ были вынесены на публичные слушания в Госдуме ФС РФ. Такую практику целесообразно продолжать и в будущем. ТПП РФ, в которой работает Экспертный совет по совершенствованию налогового законодательства, (в нем объединены 480 ведущих налоговых экспертов) должна стать одной из площадок для такого диалога. Надо отметить, что Основные направления налоговой политики из года в год не содержат информации о нереализованных пунктах предыдущей версии документа и о планах по их реализации. Предлагается при разработке новых Основных направлений налоговой политики до 2017 года исправить упущение.

Агентство стратегических инициатив показало конструктивный подход в работе над Дорожной картой «Совершенствование налогового администрирования»; представитель ТПП РФ возглавлял одну из рабочих групп в части специальных налоговых режимов, предложения Палаты в Дорожной карте сохранены. В 2014 году целесообразно было бы провести ряд выездных семинаров, возможно, на базе территориальных торгово-промышленных палат по обсуждению отдельных вопросов реализации мероприятий дорожной карты.

Готовясь к Форуму, Палата провела анкетирование бизнесменов, членов ТПП РФ и Экспертного налогового совета. Большинство организаций оценили уровень налоговой нагрузки как «высокий» (около 70 процентов респондентов).

Среди факторов, увеличивающих налоговые риски бизнеса, 30 процентов отметили различное толкование судами и налоговыми органами налогового законодательства; 18% – неясность налогового законодательства; 15% – слишком частое изменение налогового законодательства. По мнению Президента ТПП РФ, обсуждение на ранней стадии проектируемых налоговых решений позволило бы снять в будущем ряд спорных моментов и выйти на консолидированную позицию бизнеса и власти.

В 2013 году Палата приняла активное участие в рабочей группе по оптимизации контрольно-надзорных функций ФНС России. Из территориальных ТПП были получены анкеты, в которых отмечен в целом высокий уровень работы Службы и ее подразделений (58 процентов респондентов ответили, что налоговое администрирование в 2013 году улучшилось). Территориальные ТПП выделяли, в частности, такие проблемы, как отсутствие налоговых каникул для «start up», сложность форм деклараций, отсутствие налоговых стимулов для создания новых рабочих мест и др.

ТПП России и бизнес считают необходимым существенно доработать ко второму чтению проект федерального закона № 330414-6 «О налоговом контроле за банками».

По мнению ТПП РФ, нужно продолжить поиск компромиссного решения ко второму чтению по проекту федерального закона № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел).

Счетной палатой РФ в октябре 2013 года было инициировано создание Рабочей группы по мониторингу эффективности налоговых льгот. Такая работа уже велась Минэкономразвития РФ, Минфином России, ТПП РФ при участии других предпринимательских объединений. Палата готова продолжить участие в этой работе.

В целом налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции, подчеркнул в заключение Сергей Катырин.

О работе своего ведомства рассказал руководитель ФНС России Михаил Мишустин. Экономике нужны новые механизмы роста, сказал он, и налоговая система в этом плане может сделать многое.

Много и охотно говорится о высокой налоговой нагрузке на российский бизнес. В 2012 году, сообщил глава ведомства, она была равна 34,5 процента, но если вычленить сырьевой бизнес, то есть, прежде всего, газ и нефть, то налоговая нагрузка будет равна 24,1 процента. В Европе показатель намного выше.

По словам Мишустина, основой функцией ФНС России является сегодня не столько сбор налогов любой ценой, сколько контроль за соблюдением налогового законодательства. Он высоко оценил новый закон о досудебном урегулировании налоговых споров.

Большое внимание, по его словам, уделяется мерам по оздоровлению бизнес-среды, противодействию недобросовестным налогоплательщикам. Вводятся (с 1.01.2015 г.) обязательное декларирование НДС в электронном виде, внесение (с 1.01.2015 г.) в декларацию книг покупок и продаж, добавочные основания для взыскания налогов с аффилированных компаний и т.д.

Михаил Мишустин считает, что в работе по совершенствованию механизмов налогового администрирования будет полезным взаимодействие его ведомства с ТПП РФ. Говоря о целях и задачах Дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования», он, в частности, отметил необходимость устранения устаревших форм документов; нужна «презумпция электронного документооборота в части учета и отчетности», сказал Мишустин, пора начинать доверять электронным документам с электронной подписью, как и бумажным носителям.

Глава ФТС России отметил, что идет постепенное улучшение позиции России в ежегодном рейтинге Всемирного банка по ряду позиций. Так, по показателю «Налоговое администрирование» Россия была на 105 месте в 2011 году, на 64 – в 2012 году и поднялась на 58 место в 2013-м. По показателю «Регистрация предприятий» – на 111 месте в 2011 году, на 101 – в 2012-м и на 88 месте в 2013 году.

Участникам пленарного заседания были представлены результаты работы шести тематических секций («круглых столов»). Состоялся обмен мнениями, в частности, по таким вопросам, как вопросы налогового стимулирования и привлечения инвестиций, совершенствование налогового администрирования, акцизная политика, перспективы введения налога на недвижимость и т.д.