Предложения по совершенствованию налогообложения деятельности в области коммуникационных услуг

  • Существенной проблемой для операторов связи является не только предложение Минфина РФ ограничить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) по тем расходам, которые принимаются для целей налога на прибыль в пределах норматива, но и вообще наличие такого нормирования. Особенно это касается расходов на рекламу. В высококонкурентных отраслях экономики субъекты предпринимательской деятельности вынуждены тратить существенные денежные средства на рекламу. В то же время, подход НК РФ к учету расходов на рекламу (пункт 4 статьи 264 НК РФ) не соответствует современным реалиям в области рекламы. Ограничение ненормируемых расходов на рекламу только тремя отдельными видами (абз.2-4 п.4 ст.264) приводит к потерям налогоплательщиков, использующих альтернативные каналы рекламы. Так, расходы на размещение информации на рекламной конструкции, размещенной на внешнем фасаде здания, принимаются для целей налогообложения в полном объеме, а при размещении внутри здания (например, внутри торгового центра, аэропорта или метрополитена) учитываются только в пределах норматива. Считаем необходимым либо расширить перечень ненормируемой рекламы, либо вообще отменить нормирование данных расходов.
  • Что касается предложения Минфина РФ по ограничению вычета НДС с нормируемых для целей налога на прибыль расходов, то данное предложение, во-первых, не имеет экономического смысла, так как со стороны продавца услуг (товаров или работ) НДС, принимаемый покупателем к вычету, уплачивается в бюджет в полном объеме (соблюдается принцип зеркальности НДС). Во-вторых, техническая реализация предложения затруднена в силу несоответствия налоговых периодов по НДС и налогу на прибыль. Так, налогоплательщик может превысить норматив расхода в первом квартале, но по итогам года (налоговая база по налогу на прибыль формируется нарастающим итогом) соблюсти его. В этом случае в первом квартале налогоплательщик не сможет принять к вычету НДС в полном объеме в силу норматива, а в последующие периоды в силу отсутствия основания (вычет относится к другому налоговому периоду). Таким образом, оптимальным вариантом считаем отмену норматива расходов по налогу на прибыль, особенно рекламных, также не поддерживаем предложение Минфина РФ о корреляции размера вычета НДС и норматива расходов по налогу на прибыль.
  • Поддерживаем пересмотр подходов к отнесению на расходы процентов по долговым обязательствам. Это повысит эффективность использования заемных средств субъектами предпринимательской деятельности, а также упростит налоговый учет указанных операций, сблизит бухгалтерский и налоговый учет. Норматив расходов на проценты может регулярно пересматриваться в зависимости от складывающейся экономической ситуации. Предлагаем вывести проценты по внутригрупповым займам внутри РФ при соблюдении установленного Главой 25 НК РФ норматива.
  • В целом поддерживаем введение нормативов для учета потерь в торговой деятельности. Однако считаем необходимым учесть реальную статистику потерь торговых сетей от краж и порчи товара (рассмотреть возможность повышения указанного норматива), а также чрезмерность требования отдельного подтверждения аудиторской организацией системы учета и контроля за потерями для тех налогоплательщиков, которые и так проходят обязательный аудит, в рамках которого подтверждается эффективность системы внутреннего контроля. В то же время для компаний, являющихся субъектами малого предпринимательства, стоимость такого аудита будет превышать суммарный размер потерь от самих краж. Считаем необходимым ввести норматив для потерь при закрытой выкладке товаров (ниже, чем для открытой).
  • Предлагаем вместо (или в дополнение к данному предложению) объединения налоговых баз по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке, и операциям с финансовыми институтами срочных сделок, заключенными вне организованного рынка, установить, что операции хеджирования включаются в общую налоговую базу, иначе применение данного финансового инструмента экономически не столь эффективно.
  • Предлагаем принять меры по дальнейшему распространению электронного документооборота как с государственными органами, так и с другими участниками делового оборота. В частности, необходимо принять изменение в НК РФ, чтобы у налогоплательщика была возможность принимать к вычету НДС по электронному счету-фактуре, полученному после окончания налогового периода, но до момента составления налоговой декларации по НДС. В противном случае массовое использование юридически значимых электронных документов в деловом обороте будет невозможным. Также со стороны ФНС России ожидаем принятия рекомендуемого формата электронных документов всех наиболее часто используемых видов.